Русичи(Русский фольклорный ансамбль)
Горы Воробьевские (народная песня)
Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями!
Текст песни "Русичи(Русский фольклорный ансамбль) — Горы Воробьевские (народная песня)"
Горы Воробьёвские ЗИМНИЙ ЦИКЛ(новогодний)
Прослеживается мифологическая цепочка: горы Воробьёвские—белгорюч камень—речка из под него( Ра или Смородина)—Ракитов куст—на нём млад сизой орёл.
Видимо это изначальное мифологическое пространство, где горы это место, где в будущем появится большой город (Москва),бел горюч камень это «алтарь земли и неба», из-под которого течёт священная река Смородина или Ра (Москва-река напр.),Ракитов куст—это Древо жизни, а млад сизой орёл—симолизирует божество дохристианского пантеона(Сварог или Перун). (Можно вспомнить библейский сюжет про «горящий куст», из которого с Моисеем разговаривал бог) и пр. Такие основополагающие притчи пелись на Руси в «установочные периоды», когда старое сменялось новым напр. в новый год. Они напоминали о стабильности русского мирового порядка.
Комм.И.А. Савельевой: Тогда что символизирует ворон в когтях орла и при чём тут тело белое молодецкое, про которое орёл его "честью спрашивал"? А, ну да, "поздние наслоения" наверное... Горы - это граница миров (человеческого и иного), бел-горюч камень - Солнце, река - "из-под солнышка" и вообще "оттуда" - это да. А насчёт Москвыне обольщайтесь - сия устойчивая мифологема старше Киева и городов вообще. Да и "Коровья река" (перевод Москвы с югорского) - как-то не тянет. Названия гор могут быть любые: помимо Воробьёвских (центрально - госуларственных) встречаются: Закавказские, Прибайкальские, Заюланьские и даже Майновские (Турция - некрасовцы). Протяжная мужская песня периода складывания устойчивых воинских соединений (казачества, потом - регулярной армии). Была широко распространена во всех регионах России. Оригинал этого конкретно образцапроисходит из Смоленской области и опубликован на пластинке "Песни хора М.Е. Пятницкого с крестьянами" - валиковые записи 1914 года.Форма на любой территории узнаваема, хотя напев и имеет множество региональных вариантов.
Глазов:...никаких "позднейших наслоений...", думаю. Но глупо игнорировать известную схему...если ворон в когтяхто отражение главного мифа о боге и его противнике. А тело молодецкоестандарт множества песен 18-19вв(напр. "чёрный ворон") вот тут "наслоение" возмьжно вполне. Но может я чего пропустил, читая былины?..Конечно, бел-горюч каменьсолнце. Однако не следует также игнорировать другой "древнейший стандарт"ромб со крестом и 4-мя точками или обряд закладки старинного дома(Б.А.Рыбаков) или, наконец, образ сакрального пространства с 4-мя камнями по сторонам,света, где летнейсоотв." бел-горюч..."(кстати это наивысшее полож. солнца над гориз.)(иногда "перетекает" в "центр")соотв. свящ. горе(у руссовЭльбрус, у других нар. Меру,Фудзи и т.д...). А про Москву и рекусказал условно, имея ввиду некий центр, который, конечно же, переменчив(как и сами столицы ,которые, в "обозримой" истории менялиись, кажись, 9 раз(?)(ну уж 7-мьточно!)...а древо жизни всегда в центре...Кстати мифология именно Москвы и Боровицкого холма хорошо проработана (см). Уверен, необходимо в школах настойчиво изучать этот древний русский "стандарт", предварительно его "уточнив", т.к. это мифологический и мировоззренческий ключ к элементарным познаниям. Тогда многие разночтения покажутся нелепыми.