П.И.Чайковский 'Детский альбом' - 16. Старинная французская песенка

Исполнитель: П.И.Чайковский Длительность: 01:25 Размер: 1.31 МБ Качество: 128 kbit/sec Формат: mp3
Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями!

Текст песни "П.И.Чайковский — 'Детский альбом' - 16. Старинная французская песенка"

Жанр: Фортепианная миниатюра соль минор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

Эта пьеса принадлежит к числу самых популярных не только в «Детском альбоме», но, быть может, во всем творческом наследии П. Чайковского. Название пьесы вполне точно указывает на происхождение ее мелодии - это действительно старинная французская песня. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после «Детскогоальбома» ониспользовал ее в хоре менестрелей в своей опере «Орлеанская дева».1
Ощущение старины возникает благодаря суровости, аскетичности, строгости музыкального языка. Этому способствует также композиторский прием – долговыдерживаемый звук соль в басу, так называемый бурдонный бас.2 Кстати, здесь необходимо обратить внимание на то, что на фортепиано звук угасает (в отличие от струнных или духовых инструментов, на которых звучание можно продлевать либо посредством долгого ведения смычка, либо вдуванием воздуха в трубку), и часто у слушателя в этой пьесе не создается впечатления именно непрерывно тянущегося баса, тем более, если он пианистом берется тихо, якобы в соответствии с авторским предписанием играть piano (итал. - тихо). Отсюда вывод: этот звук, как весьма характерную особенность пьесы, нужно брать довольно весомо и по мере исполнения пьесы все время как бы «вытягивать» его слухом, тогда и слушатель будет егослышать и ощущать присутствие этогозвука-фона.3
Форму пьесы можно трактовать двояко: 1) как двухчастную, 2) как трехчастную. С точки зрения тематическогоматериала пьеса строится следующим образом:
a (такты 1 - 8) – а (9такты 9 – 16) – b (такты 17 - 24)- a (такты 25 - 32).
Таким образом, трактовка формы зависит от того, считать ли раздел b средней частью или контрастным первым предложением второй части. При элементарности формы пьесы, абсолютной ясности и квадратности ее элементов, ответ на вопрос, двухчастна она или трехчастна, почти не имеет практического значения. При любом решении раздел b характеризуется новизной изложения: главная особенность здесь в том, что бас после долгого пребывания в «застылом» состоянии, приобрел активную функцию: его движения по звукам аккомпанирующих мелодии аккордов напоминает здесь звучание старинной лютни (с учетом басового регистра это могла бы быть теорба, разновидность лютни).

Похожие песни

Еще песни П.И.Чайковский

0:00 0:00

Заголовок проигрывателя Подзаголовок проигрывателя

(режим воспроизведения)